Автор: Н.А. Зимина, канд. психол. наук, доцент старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности

Все мы постоянно находимся в каком-либо эмоциональном состоянии, переживаем определенные чувства. Мир эмоций затрагивает все сферы жизни человека: отношение к себе, к окружающим, деятельность, общение и познание.

Эмоции ориентируют человека в происходящем внутри и вокруг него с точки зрения значимости и полезности. При этом эмоциональная оценка, в отличие от рациональной, гораздо более кратковременная, непроизвольная, плохо осознается, не предполагает специального обучения и происходит даже в условиях дефицита информации. Любая эмоция человека является жизненно важным внутренним сигналом, направляющим ход мыслей и действий. Человек может и не осознавать истинных причин своего поведения, но при этом быть уверенным, что именно так и стоит поступать. Степень личного внутреннего доверия к эмоциональным сигналам, несмотря на порой слабую их осознанность, всегда остается максимально высокой.

В общем виде понятие «эмоциональный интеллект» несет в себе идею о том, что эмоции – это огромный пласт информации, используя который, можно действовать значительно более эффективно и успешнее справляться с различными жизненными ситуациями. Это становится возможным благодаря умению распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими, а также понимать свои и чужие намерения, мотивацию и желания в целях решения практических задач. Все перечисленное и составляет понятие эмоционального интеллекта.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек может установить факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека, определить эту эмоцию, найти для нее словесное выражение, а также понять причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.

При этом переживание эмоции и ее называние являются различными феноменами: различать эмоции труднее, чем их выражать, а понимать чужие эмоции сложнее, чем свои. Это можно объяснить несколькими причинами. Как правило, люди сосредоточены на себе, и это приводит к неспособности замечать и правильно оценивать эмоциональное состояние окружающих; непонимание эмоций других людей может нести человеку выгоду; могут быть не усвоенными принятые в обществе формы выражения эмоций; человек может бояться выдать собственные чувства из-за страха потери самоконтроля или порицания со стороны окружающих и др.

Способность к управлению эмоциями говорит о том, что человек может контролировать интенсивность эмоций. Прежде всего, он может снижать чрезмерно сильные эмоции; контролировать внешнее выражение эмоций; при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию. Эта способность может быть направлена на свои и чужие эмоции, т.е. можно говорить о внутриличностном и межличностном интеллекте.

Эмоциональный интеллект основывается на темпераменте, переработке эмоциональной информации; уверенности в своей эмоциональной компетентности; эмоциональных знаниях и навыках. Несмотря на то, что некоторая часть эмоционального интеллекта закладывается врожденными структурами, все же большая его часть формируется в процессе жизни человека.

Как развивать эмоциональный интеллект?

Рассмотрим некоторые рекомендации, позволяющие повысить свою способность понимать и управлять своими и чужими эмоциями.

  1. Первое, с чего следует начать, – это научиться осознавать свои эмоции и называть их. Проговаривайте вслух, что вы чувствуете. Это совсем не просто сделать, как может показаться. Этому надо учиться. Старайтесь понимать причину эмоций. Научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
    Я чувствую…
    Потому что…
    Я хотел бы...
    Умение правильно осознать и высказать свои эмоции помогает частично избавиться от них, а также более эффективно действовать в конкретной ситуации.
  1. Принимайте свои эмоции и старайтесь проживать их без вреда для себя и других людей. Открытость своим эмоциям также дает возможность сознательно изменять их или находить в них положительное. Например, переживание страха может быть трансформировано в «Узнай об этом побольше» или «Открой себя для этого чувства». В случае открытости сознания потоку эмоциональных переживаний люди более успешно могут управлять своим настроением, а также находить новые способы решения имеющихся проблем.
  2. Отделяйте себя от своей эмоции. Эмоция – это наша реакция на происходящее. Отделяя себя от эмоции («Я испытываю страх», а не «Мир страшен»), мы существенно снижаем ее накал и учимся управлять собой.
  3. Согласовывайте эмоции с актуальной жизненной целью. Подумайте, как они могут вам помочь и направьте их себе на пользу. Так, ощущая тревогу перед каким-либо важным для Вас событием, попробуйте разобраться и определить, что именно вызывает эти переживания. Определив конкретно повод для беспокойства («Я боюсь, что не смогу убедить собеседника в своей правоте»), можно более эффективно справиться со стоящей перед вами задачей (например, заранее составить список аргументов).
  4. Будьте точны в передаче ваших эмоций другим людям. Умение показывать свои эмоции, быть достаточно эмоционально экспрессивным позволяет правильнее давать обратную связь собеседнику и, как следствие, устанавливать более эффективную коммуникацию.
  5. Развивайте свою способность осознания чужих эмоций. Понаблюдайте за поведением других людей и попробуйте определить, что они чувствуют. Постарайтесь увидеть, как эмоции людей проявляются невербально. Близких людей можно спросить напрямую об их чувствах и эмоциях и сравнить ответы со своими предположениями.
  6. Расширяйте свой эмоциональный опыт. Вызывайте эмоции у других людей, пробуйте направлять их. Например, если вы замечаете, что определенная тема приятна человеку, заговаривайте об этом, когда в разговоре становится много негативных эмоций. Напоминайте собеседнику о его успехах, когда он эмоционально опустошен и нуждается в вашей поддержке. Учитывайте мнение других при принятии решений для избегания возникновения негативных эмоций, ищите компромиссы в конфликтах.
  7. Определите уровень развития своего эмоционального интеллекта при помощи специальных тестов. Выберите тренинги, курсы, книги, которые помогут лучше развить данные способности.

Н.А. Зимина,
канд. психол. наук, доцент
старший преподаватель кафедры
психологии профессиональной деятельности