Автор: О. Е. Иванова, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения, аспирант ННГУ им. Н. И. Лобачевского

«Лёгкой жалобой» называют жалобу, которая может быть рассмотрена в упрощенном порядке. Данный механизм заработал с 1 января 2025 г., а его особенности закреплены в ст. 140.1 Налогового кодекса РФ. Упрощенный порядок дает возможность налогоплательщику урегулировать налоговый спор максимально быстро и с минимальными процедурными издержками, но воспользоваться новым порядком смогут только физические лица и индивидуальные предприниматели.

«Лёгкая жалоба» рассматривается в налоговом органе, который допустил нарушения прав заявителя, а срок рассмотрения составляет 7 рабочих дней. Необходимо отметить, что жалоба будет рассмотрена в упрощенном порядке только по желанию самого налогоплательщика.  

Если заявитель хочет, чтобы к его обращению был применён новый механизм рассмотрения, он должен направить его в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (вкладка «Подача жалобы») или по телекоммуникационным каналам связи. Самыми главными реквизитами обращения являются дата и номер обжалуемого документа, в случае их отсутствия упрощенный порядок использоваться не будет.

Результатом рассмотрения «лёгкой жалобы» может быть только удовлетворение требований заявителя, а в итоговом решении налогового органа будет содержаться лишь резолютивная часть. Если удовлетворить жалобу невозможно, она перенаправляется для работы в вышестоящий налоговый орган.

Обратите внимание! Упрощенный порядок рассмотрения не может быть применён к жалобам на решения, принятым в соответствии со статьями 101, 101.4 Налогового кодекса РФ. Такие жалобы, как и прежде, рассматриваются в вышестоящей инстанции.

О. Е. Иванова,
 
старший преподаватель
 
кафедры налогов и налогообложения,
 
аспирант ННГУ им. Н. И. Лобачевского