Автор: А.В. Телегус, заведующий кафедрой налогов и налогообложения канд. экон. наук, доцент

Особенности направления в командировку федеральных государственных гражданских служащих определены Указом Президента РФ от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих», изданным на основании пп. 8 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

Однако ни в одном из упомянутых нормативных актов не содержится каких-либо исключений, определяющих условия, при которых госслужащего нельзя направлять в командировки или он вправе отказаться от соответствующих поездок, особенностей направления в командировку беременных женщин, равно как и запрета на направление в командировку отдельных категорий граждан.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной названным законом.

На основании абз. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе.

Т.е. предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой. (п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)

С учетом норм трудового законодательства запрещено направление в командировку следующих государственных служащих:

  • - беременных женщин (ч. 1 ст. 259 ТК РФ);
  • - сотрудников, заключивших ученический договор, если командировка не связана с ученичеством (ч. 3 ст. 203 ТК РФ).  

Нельзя направить в командировку без письменного согласия государственного служащего:

  • сотрудницу, имеющую детей в возрасте до трех лет (ч. 2 ст. 259 ТК РФ);
  • одиноких родителей и опекунов, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет (ч. 3 ст. 259 ТК РФ);
  • сотрудников, имеющих детей-инвалидов (ч. 3 ст. 259 ТК РФ);
  • сотрудника, ухаживающего за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением (ч. 3 ст. 259 ТК РФ);
  • родителя, имеющего ребенка в возрасте до 14 лет, если другой родитель работает вахтовым методом, или проходит военную службу по контракту согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», или призван на военную службу по мобилизации, или заключил контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ либо войска национальной гвардии РФ (ч. 3 ст. 259 ТК РФ);
  • сотрудника, имеющего трех и более детей в возрасте до 18 лет, если младшему не исполнилось 14 лет (ч. 3 ст. 259 ТК РФ);
  • сотрудника инвалида (ч. 2 ст. 167 ТК РФ).

Кроме того, если государственный служащий зарегистрирован в качестве кандидатов в выборный орган, то в период проведения выборов его так же запрещено направлять в командировку (п. 2 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

  Нарушение соответствующих норм влечет за собой для представителя нанимателя административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а повторное правонарушение – по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

А.В. Телегус,
 заведующий кафедрой
 налогов и налогообложения
 канд. экон. наук, доцент