Вам нужно выступить перед аудиторией – на совещании, коллегии, аттестации, перед незнакомыми людьми, а может быть завтра защищать свой проект перед серьезной комиссией, а Вам трудно перебороть волнение и страх?

Мысли в голове путаются и мучают вопросы: с чего начать, как подготовиться, какие будут вопросы, как понравиться и удержать внимание аудитории? Вас охватывает страх и паника, Вы плохо спите и думаете только о том, зачем Вам все это надо?

Это нормальное состояние не только начинающего, но и опытного оратора, который выступает перед новой аудиторией, в новой для себя обстановке. Это волнение – выброс гормона стресса, которое мы субъективно увеличиваем до состояния страха.

Главное в этой ситуации начать с качественной подготовки к своему выступлению – определить цель, продумать особенности аудитории, перед которой Вы будете выступать, составить план, подобрать нужные слова. В процессе этой работы Вам уже станет спокойнее, будет работать левое полушарие и напряжение уйдет. Думайте: «что я буду говорить?», а не «что обо мне подумают люди?».

Представьте, с каких слов Вы начнете выступление?  

Практики рекомендуют не начинать свою речь с таких предложений:

  • «Если вы позволите, я начну говорить» (некоторые вроде как спрашивают позволения, но, не дожидаясь реакции слушателей, продолжают говорить);
  • «Я очень волнуюсь, мне трудно говорить» (в редких случаях, если Вы уверены, что слушатели относятся к Вам хорошо, такое начало допустимо, а из уважения к Вам, возможно, в зале станет тише);
  • «Почти всё, что я хотел сказать, здесь уже сказали, но если я вышел на эту трибуну…» (самый худший вариант, поскольку большинство слушателей про себя скажут: «зачем тогда выходил?»).

Начните с установления контакта с аудиторией, поприветствуйте собравшихся, используйте открытые жесты и доброжелательную интонацию, будьте активны и энергичны!

Очень важно использовать навыки коммуникации при взаимодействии с аудиторией. Ваша мимика и жесты дают человеку очень много впечатлений, иногда больше, чем то, что Вы произносите. Жестами Вы сконцентрируете внимание на важности информации.

 При жестикулировании существует три правила: первое – не кладите руки в карманы; второе – не прячьте их за спину; третье – не занимайте их посторонними предметами. Руки – это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с Вашими мыслями. Улыбайтесь, будьте проще и естественнее, и аудитория будет для Вас благодарными слушателями, а не источником стресса.

Отработать навыки ораторского мастерства поможет тренинг «Эффективное публичное выступление: ораторское мастерство на все случаи жизни», который Приволжском институте повышения квалификации ФНС России проводят психолог и юрист.

Тренинг включает в себя важные вопросы:

Выступайте с удовольствием!

Удовольствие от публичного выступления – это реальность, которую мы формируем сами!

Кафедра психологии профессиональной деятельности