9 ноября 2016 года в Институте прошел семинар на тему «Проблемные вопросы взаимодействия с налогоплательщиками»
На семинаре были представлены промежуточные результаты научного исследования, проведенного доктором психологических наук профессором кафедры психологии профессиональной деятельности Миньковой Еленой Сергеевной на тему «Типология проблемного налогоплательщика».
В семинаре приняли участие слушатели потока «Учет организаций и физических лиц», представители профессорско- преподавательского состава кафедр Института.
Проведенное исследование проходило в несколько этапов. Целью первого этапа исследования было изучение социально-психологических проблем взаимодействия работников налоговой службы с налогоплательщиками. В этом исследовании приняли участие слушатели в количестве 84 человек, из них: сотрудники отделов работы с налогоплательщиками – 43 человека и работники отделов камеральных проверок – 41 человек.
Слушателям предлагалось ответить на вопросы анкеты и определить какие проблемы возникают у сотрудников при взаимодействии с налогоплательщиками. В полученных ответах слушатели давали характеристики сложных в общении налогоплательщиков по нескольким признакам: когнитивные характеристики, эмоциональное состояние, описание внешности и поведенческих реакций сложного при взаимодействии налогоплательщика.
По мнению опрашиваемых (45%), главное, что мешает эффективному взаимодействию с налогоплательщиком – это эмоциональное состояние, с которым он пришел в налоговую инспекцию. В 22% анкет содержалась характеристика поведенческих реакций. Когнитивная или интеллектуальная составляющая как причина возникновения конфликтной ситуации констатируется в 18% от общего количества анкет. Среди других причин непонимания называются возрастной барьер (7%) и состояние алкогольного опьянения (4%). В 4% анкет было конкретное описание внешности «трудного» налогоплательщика.
Результаты первого исследования подтолкнули на необходимость дальнейшей более углубленной разработки личностных особенностей трудных в общении налогоплательщиков. С этой целью было проведено второе пилотажное исследование, направленное на выделение основных личностных черт таких налогоплательщиков. В данном исследовании приняли участие слушатели групп потока "Эффективное взаимодействие с налогоплательщиками" в количестве 47 человек. Были выявлены основные личностные черты и описаны психологические портреты налогоплательщиков разных конфликтных типов.
Профессором Миньковой Е.С. было отмечено, что уровень обобщения представленных психологических портретов, названия типов пока находится на стадии разработки и обсуждения, они не несут в себе обобщенного характера, имеют конкретные черты. Чтобы выйти на уровень обобщения требуется дальнейшее обсуждение получение данных по выделенным типам налогоплательщиков, что и предложено было сделать на семинаре.
Некоторым типам конфликтных личностей была дана подробная характеристика, приведены примеры ситуаций общения с такими типами налогоплательщиков и даны рекомендации, как вести себя налоговому инспектору, чтобы избежать конфликтной ситуации.
В ходе семинара возникла оживленная дискуссия, были высказаны предложения по внесению изменений в классификацию типов налогоплательщиков, с которым могут возникать коммуникативные барьеры при взаимодействии.
Было отмечено, что интересным может быть выделение и изучение типологии добросовестных, налогоплательщиков, имеющих высокий уровень культуры общения, взаимодействие с которыми во многом способствует развитию качественных взаимоотношений органов государственной власти и гражданского общества.
Ректором Института Н.Ф.Беляковым были подведены итоги семинара, даны предложения по проведенному исследованию, а также высказана важная мысль – в настоящее время, в условиях сервисного подхода необходимо менять отношение к налогоплательщику, направлять усилия на бесконфликтное взаимодействие с налогоплательщиком, а подобные исследования и обсуждения необходимы для повышения профессиональной компетентности сотрудников налоговых органов.
Исследование, проводимые ведущими специалистами кафедры психологии профессиональной деятельности, будут продолжены с активным участием работников налоговых органов, обучающихся на курсах повышения квалификации и переподготовки нашего Института.