Автор: А.Ю. Панов, доцент кафедры социально-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент

Тема, связанная с получением подарков на гражданской службе, не является новой. Казалось бы, все служащие давно должны знать, какие подарки можно получать, а какие нет. Однако каждый раз, когда проводишь занятия по противодействию коррупции, все-таки попадаются слушатели, которые смело при ответе на вопрос о разрешенных подарках заявляют, что на службе можно получать любые подарки стоимостью до 3 тыс. рублей. Услышав такое, у меня почти всегда сразу в голове возникает мысль: «Ну вот, опять двадцать пять!». И вроде бы хотелось полностью обвинить служащих в неправильном ответе, но я понимаю, что причина не только в них.

В первую очередь, дело в нашем законодательстве, которое не всегда совершенно. Так, по подаркам есть нормативные положения в разных документах, которые между собой не согласуются.

Возьмем Гражданский кодекс РФ. В соответствии с его статьей 575 государственным (муниципальным) служащим разрешено получать обычные подарки стоимостью не более 3 тыс. рублей вне зависимости от места вручения таких подарков. Очевидно, что данное положение не способствует эффективному противодействию коррупции и не соответствует специальному нормативному правовому акту – «Типовому положению о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка…» (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 10). В последнем четко указано, что подарки служащим в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей можно получать только на официальных мероприятиях, не учитывая при этом их стоимости. Именно данным положением нужно руководствоваться служащим в своей профессиональной деятельности.

С учетом сказанного ст. 575 ГК РФ нуждаются в изменении. В этой связи не зря в Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 гг. В.В. Путин дал поручение Правительству РФ по представлению предложений относительно гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части, касающейся регулирования ограничений по получению подарков на государственной (муниципальной) службе.

Также необходимо четко понимать, что подразумевается под официальными мероприятиями, на которых служащим можно получать подарки в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей. К сожалению, в «Типовом положении о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка…» насчет этого нет разъяснений, не приведен даже примерный перечень таких мероприятий. В связи с этим, например, отдельные сотрудники отделов выездных налоговых проверок склонны полагать, что официальными мероприятиями, на которых можно получать подарки, являются сами выездные проверки. Это, конечно же, не так!

В данном случае на практике под рассматриваемыми мероприятиями следует понимать исключительно мероприятия, которые ни в коем случае не должны быть связаны с осуществлением функций государственного управления. В качестве них могут выступать приводящиеся официально совещания, конференции, семинары, коллегии, спортивные соревнования, профессиональные конкурсы и т.п., на которых служащий участвует в связи со своим служебным положением.

Если Вы хотите узнать больше об актуальных вопросах соблюдения антикоррупционных стандартов, то приглашаем на обучение в Приволжский институт повышения квалификации ФНС России по программе «Противодействие коррупции в сфере государственного управления» (очная и заочная формы обучения).

Подавайте заявки на обучение, мы ждем Вас!

А.Ю. Панов,
 доцент кафедры социально-правовых дисциплин,
 кандидат юридических наук, доцент