Налоговые преступления: реформа уголовного законодательства
- Автор: И.В. Вачугов, доцент кафедры налогов и налогообложения, канд. экон. наук, доцент
В условиях политического и экономического давления органы власти решают сложную задачу в виде расширения свобод для развития бизнеса и введения дополнительных ограничений, препятствующих уклонению от уплаты налогов. Соответствующие реформы осуществляются не только в сфере экономики, но и в области уголовного законодательства по налоговым преступлениям.
С марта 2022 г. правоохранительные органы утратили право на возбуждение уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты налогов, на основании оперативно-розыскных мероприятий. Согласно части 1.3 ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), служат только материалы, которые направлены налоговыми органами (Федеральный закон от 09.03.2022 № 51-ФЗ).
С 29.03.2023 за ряд экономических преступлений смягчена уголовная ответственность, привлечение к которой осуществляется по части 2 ст. 199 и части 2 ст. 199.1 УК РФ (Федеральный закон от 18.03.2023 № 78-ФЗ). При этом срок давности по таким преступлениям снижен с десяти до шести лет.
Процесс совершенствования норм уголовного права в области налоговых преступлений продолжается и в настоящее время.
Одно из нововведений, разрабатываемых законотворцами, связано с увеличением критериев для возбуждения уголовного дела, что фактически является послаблением для налогоплательщиков, а другое – с введением новой статьи для наказания тех, кто создает налоговые схемы.
Согласно пояснительной записки к законопроекту № 263208-8 с поправками в УК РФ и УПК РФ в настоящее время широкое распространение приобрел вид противоправной деятельности, связанный со сбытом подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Схема преступления заключается в том, что злоумышленниками приобретаются уставные документы организаций, зарегистрированных на подставных лиц, от имени которых осуществляется изготовление подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, подтверждающих налоговые вычеты недобросовестных налогоплательщиков. Счета-фактуры за вознаграждение сбываются заказчику, а налоговые декларации по его поручению могут предоставляться в налоговые органы.
Однако деятельность преступников не подпадает под нарушение норм части 5 ст. 372 УК РФ, поскольку указанная норма применяется только в отношении действий по использованию заведомо подложного документа, а действия по изготовлению и сбыту не охватывает. В таком случае не предоставляется возможным использовать ст. 173.1 УК РФ, которая применима тогда, когда уголовно-наказуемым являются действия, связанные с внесением недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, однако ненаказуема противоправная деятельность, связанная с осуществлением юридически значимых действий от имени таких организаций.
Согласно законопроекту (принят в первом чтении 05.04.2023) предлагается внести в УК РФ ст. 173.3 «Сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций». Изменения позволят восполнить пробел норм уголовного законодательства и предоставить правоохранительным органам право проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление и пресечение деятельности до того момента, пока фиктивными налоговыми вычетами не воспользуется реальный налогоплательщик, т.е. до появления признаков преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ.
Вместе с тем законопроект предусматривает и послабление в области уголовного законодательства в части налоговых преступлений, подпадающих под действия ст. 199 и 199.1 УК РФ. Так, например, в ст. 199 УК РФ предлагается повысить критерии сумм налогов, сборов и страховых взносов, от уплаты которых уклонилась организация по части 1 с 15 до 35 млн руб., а в части второй – с 45 до 100 млн руб.
Таким образом, государство в сложных экономических условиях проводит гибкую налоговую политику, в т.ч. и в области уголовного законодательства, с одной стороны, предоставляя бизнесу больше свобод, а с другой – ограничивая теневую экономику в налоговой сфере.
Темы, связанные с изучением схем уклонения от уплаты налогов, способы их выявления, доказывания и методики взаимодействия налоговых органов с правоохранительными раскрыты в программах обучения в Приволжском институте повышения квалификации ФНС России.
Приглашаем всех желающих на обучение!
И.В. Вачугов,
доцент кафедры налогов и налогообложения,
канд. экон. наук, доцент