Как общаться с налогоплательщиком
У каждого человека индивидуальная модель восприятия и принятия того, что передают нам наши органы чувств. Имеется пять основных способов, с помощью которых мы познаем окружающий мир: зрение, слух, осязание, вкус и запах. Наиболее важными являются первые три из них – визуальный, аудиальный и кинестетический каналы получения информации, а также четвертый, свойственный только людям: логический или, иначе, дигитальный – формулы, графики, схемы и тому подобные достижения человеческого разума.
В зависимости от ведущего канала восприятия у людей отличаются очень многие вещи, например, организации мышления, памяти, способов решения жизненных задач.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен. Для того чтобы запомнить номер телефона, кинестетик должен написать его собственноручно, аудиал – произнести, визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
Визуал любит информацию в виде образцов заполнения, картинок, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист». Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя.
Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать? Визуал же, скорее, попросит показать, как это делается, а аудиал – рассказать подробнее. Дигитал, в первую очередь, попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит функции изучаемого объекта.
Данные психотипы необходимо учитывать при взаимодействии с налогоплательщиками.
Например, Вы общаетесь с налогоплательщиком, объясняя ему, как нужно заполнить документы. Визуала можно направить к стенду, где размещены образцы заполнения. Кинестетику нужно пошагово объяснить, что ему надо сделать, а лучше проделать все вместе с ним, показывая конкретно, к какому нужно подойти стенду, по какому образцу можно заполнить документ, куда потом вернуться обратно и отдать его на рассмотрение.
Фраза «В холле на стенде посмотрите образец заполнения», которая вполне будет достаточна для визуала, в данном случае не подходит, так как кинестетик сходит в холл и ничего там не увидит, даже если посмотрит по сторонам.
Аудиалу желательно рассказать, а по возможности продиктовать, что ему следует писать. С дигиталом нужно говорить кратко и четко, а лучше помочь ему перейти на общение через Интернет.
При оборудовании, например, операционного зала важно учесть потребности всех 4-х типов людей. Так, для визуалов будет важно, чтобы было достаточное количество наглядного материала – стендов с необходимой информацией. И, вообще, чтобы в оперзале было красиво: гармоничное сочетание мебели, цвета, освещенности и т.д.
Для кинестетиков необходимо, чтобы были удобные кресла, стулья, диваны, на которых можно посидеть, если нужно подождать свою очередь, а также, чтобы было удобно заполнить документы, чтобы «все было под рукой».
Аудиалов необходимо выслушать и рассказать им, все, что их интересует. Им может понравиться легкая музыка, и они останутся недовольны, если будет очень шумно.
Дигиталам нужна четкая, конкретная информация. Главное, чтобы все было понятно и функционально, они знают, зачем пришли и будут удовлетворены, если смогут это сделать быстро, без «лишних» слов и действий.
При подготовке документа для передачи его на подпись руководителю также желательно и полезно учитывать его ведущий тип восприятия мира. Так, для руководителя – визуала будет важно, чтобы документ был «красиво» оформлен, кинестетику – «удобочитаем» и была понятна суть действий, аудиал, скорее всего, попросит Вас рассказать, о чём там написано, а дигитал вычеркнет все «лишние и ненужные» слова, превратив лист текста в 2 строчки.
Понимание типа восприятия мира очень важно и в повседневной жизни, при общении со своими близкими, друзьями и коллегами. Зная ведущий канал восприятия партнера, можно, например, правильно подобрать подарок. Визуалу – красивый, кинестетику – удобный, комфортный,
«с заботой о нем», аудиалу – искренне сказать добрые слова, а подарок выбрать по второму по значимости каналу. Дигиталу – отдать деньгами или выбрать подарок вместе с ним. Сюрпризов дигиталы не любят, более того, они их могут расстроить, если подарок не окажется нужным и полезным.
Если Вы хотите больше узнать о типах восприятия, приглашаем Вас на тренинги и семинары по психологии в Приволжский институт повышения квалификации ФНС России!
Кафедра психологии профессиональной деятельности