На семинаре были представлены промежуточные результаты научного исследования, проведенного доцентами кафедры психологии профессиональной деятельности Ворониной Надеждой Александровной и Широковой Алсу Шамильевной.
В семинаре приняли участие слушатели потока «Кадровое обеспечение в налоговых органах», представители профессорско-преподавательского состава кафедр Института.
Вниманию слушателей были представлены результаты изучения профессионального выгорания (по методике Н. Е. Водопьяновой) и предпочитаемых стратегий поведения, направленных на устранение или уменьшение силы воздействия стрессогенного фактора на личность (по методике SACS, разработанной С. Хобфоллом), у сотрудников налоговых органов. В исследовании приняло участие 74 слушателя Института из разных отделов налоговых инспекций.
Профессиональное выгорание - это синдром, возникающий на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Психическое (эмоциональное) выгорание — психическое состояние, характеризующееся возникновением хронической усталости и эмоционального равнодушия, объединяющее в себе эмоциональную опустошенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Понятие синдрома эмоционального (профессионального) выгорания (англ. burnout) введено в психологию американским исследователем Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. В 1984 г. американские психологи: К. Маслач (Christina Maslach) и С. Джексон (Susan E. Jackson) разработали методику, предназначенную для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек-человек». Данная методика в России была адаптирована Н.Е.Водопьяновой.
На основании полученных результатов исследования были сделаны следующие выводы.
У сотрудников налоговых органов наблюдается наличие профессионального выгорания разного уровня. 35% опрошенных имеют низкий и средний уровень профессионального выгорания. 65% сотрудников, принявших участие в исследовании, имеют уровень профессионального выгорания выше среднего. Профессиональное выгорание наблюдается независимо от стажа работы и гендерных различий.
Наиболее часто используемой стратегией в стрессовой ситуации у сотрудников налоговой службы является эффективная стратегия – поиск социальной поддержки. У опрошенных сотрудников наблюдается и активное использование некоторых неэффективных стратегий (например, импульсивные действия).
Необходимо отметить, что данное исследование является пилотным, выборка не является в полной мере репрезентативной, вследствие чего результаты нельзя рассматривать, как закономерность, проявляющуюся у всех сотрудников налоговой службы. В дальнейшем планируется продолжить исследование и расширить выборку.  
В ходе семинара возникла оживленная дискуссия. Сотрудники кадровых служб, участвовавшие в семинаре, отметили важность изучения данного вопроса, поделились проблемами и опытом их решения на местах.
Основной вывод семинара заключается в том, что необходимо внедрение целенаправленной организационной и психологической помощи сотрудникам по профилактике профессионального выгорания и развитию эффективной стратегии совладающего поведения – ассертивные (уверенные) действия.
Были высказаны предложения по дальнейшему расширению поля исследований, проводимых на кафедре психологии профессиональной деятельности Института, которые могли бы способствовать развитию кадрового потенциала Федеральной налоговой службы.

DSC 6004    DSC 6011

DSC 6016