Что такое «должная осмотрительность»? На законодательном уровне понятие «проявление должной осмотрительности» не закреплено. Но такой термин прочно вошел в существующий гражданский оборот.

Например, мы проявляем должную осмотрительность при выборе контрагента. Многие из нас перед важной сделкой или крупной покупкой задаются жизненными вопросами: «Как быстро проверить надежность продавца товара или услуги?» или «Как найти надежного партнера?».

Не меньший интерес должная осмотрительность вызывает у кредитных организаций, которые обязаны контролировать сделки клиентов, определенных положениями Федерального Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также заинтересованных в стабильном финансовом положении лиц, получивших кредит в банке.

Проявление должной осмотрительности – это также категория, интересная для налоговых органов, которые выявляют ситуации, влекущие за собой получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Особую значимость эти процедуры приобрели в рамках контроля за реальностью операций, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций и НДС.

 Федеральная налоговая служба сформировала комплекс критериев отбора «сомнительных» контрагентов. В том числе, это характеристики «фирм-однодневок», которые включены в доступные официальные источники данных о юридических лицах, а также это качественная оценка новых сведений, отражаемых в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Как известно, юридическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации и включению в ЕГРЮЛ. Порядок регистрации установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ). При этом п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ закреплена публичная достоверность реестра: лицо, которое добросовестно полагается на данные ЕГРЮЛ, вправе считать, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Используя сведения ЕГРЮЛ, третьи лица вкупе рассматривают перечни реквизитов контрагентов и используют их как основу для оценки возможных рисков работы с ними с целью проявить должную осмотрительность.

Какие «новые» сведения в части контрагента могут найти отражения в ЕГРЮЛ? 

Сегодня действующим законодательством Российской Федерации о государственной регистрации установлены положения о возможности внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице. Такую запись вносит сам регистрирующий орган. Она может быть сделана в отношении сведений об адресе, о месте нахождения юридического лица, о руководителе и учредителе организации.

Далее, при наличии в ЕГРЮЛ такой записи о недостоверности сведений, лица, которые являются руководителями или учредителями указанных организаций, будут иметь определенные последствия.

Во-первых, п. 1 ст. 23 Закона  № 129-ФЗ содержит подпункт «ф» (основания для отказа) для определенных категорий лиц, запятнавших себя ранее в деятельности недобросовестных организаций. Эти лица ограничены в праве создавать другие компании, приобретать доли в других компаниях или становиться их руководителями. Срок действия ограничения для физического лица составляет три года.

Во-вторых, в отношении данных организаций может быть применена ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ (исключение юридического лица из ЕГРЮЛ).

Очевидно, что проводимые Федеральной налоговой службой мероприятия направлены на формирование достоверных, актуальных информационных ресурсов, которые в том числе позволяют пользователю проявить должную осмотрительность при выборе контрагента.

Так, за три года количество фиктивных компаний в ЕГРЮЛ сократилось в восемь раз и составляет менее 5% от всех действующих юридических лиц. ФНС России исключила из ЕГРЮЛ более 90 тысяч компаний, которые допустили наличие записи о недостоверности сведений о себе в реестре в течение более полугода.

Так как реестр публичный, эти сведения доступны всем. Несомненно, данные ЕГРЮЛ позволяют всем пользователям реестра оценить возможного партнера и избежать взаимоотношений с потенциально рискованными контрагентами.

О практических возможностях планирования взаимоотношений с потенциальными контрагентами, с налогоплательщиками, о сформированных критериях отбора и дальнейшей работы с «сомнительными» фирмами можно узнать на обучающих курсах в Приволжском институте повышения квалификации ФНС России. Высококвалифицированные преподаватели, которые имеют богатый опыт работы в налоговых органах, поделятся своими знаниями! Новые концептуальные подходы значительно поднимут Ваш трудовой потенциал и, бесспорно, будут востребованы в работе.

Приглашаем на обучение!

Е.Г. Гринева

старший преподаватель кафедры информационных технологий и эргономики