Преподаватели кафедры психологии профессиональной деятельности ведут активную научно-исследовательскую работу по изучению индивидуально-личностных характеристик сотрудников налоговой службы. В период обучения по дополнительным профессиональным программам слушатели различных потоков обучения принимают участие в семинарах, на которых преподаватели их знакомят с результатами этих исследований.

В марте 2017 обучающие семинары были проведены для слушателей направления «Эффективное взаимодействие с налогоплательщиками». Вниманию участников семинара были представлены доклады на темы «Особенности профессионального выгорания у сотрудников налоговой службы» и «Особенности совладающего поведения в стрессовой ситуации у сотрудников налоговой службы».

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Проведенные на кафедре психологии профессиональной деятельности исследования выявили, что у сотрудников налоговых органов наблюдается наличие профессионального выгорания разного уровня. 35% опрошенных имеют низкий и средний уровень профессионального выгорания. 65% сотрудников, принявших участие в исследовании, имеют уровень профессионального выгорания выше среднего. Профессиональное выгорание наблюдается независимо от стажа работы и гендерных различий.

Наиболее часто используемой стратегией совладающего поведения в стрессовой ситуации у сотрудников налоговой службы является эффективная стратегия – поиск социальной поддержки. У опрошенных сотрудников наблюдается и использование некоторых неэффективных стратегий (например, импульсивные действия). Участникам семинара были представлены рекомендации о методах профилактики стресса и профессионального выгорания, как на индивидуальном, так и на организационном уровне, о применении эффективных стратегий поведения в стрессовой ситуации. Результаты исследований вызвали неподдельный интерес слушателей.

Участниками было отмечено, что дополнительные семинары по таким вопросам способствуют более качественному повышению квалификации сотрудников, расширяют их профессиональную компетентность, что в конечном счете улучшает качество дополнительного образования. Необходимо отметить, что повышение квалификации по программе «Эффективное взаимодействие с налогоплательщиками» направлено на формирование навыков эффективного общения, разрешения конфликтов, профилактики стрессов, выстраиванию конструктивных отношений с налогоплательщиками.

Повышение квалификации по данной программе обучения способствуют повышению эффективности взаимодействия сотрудников налоговых органов с налогоплательщиками и развитию кадрового потенциала ФНС России.