Автор: Рябинина Е.В., старший преподаватель кафедры информационных технологий

Электронный документооборот (ЭДО) постепенно становится распространенной практикой в ​​России. Это неизбежно приведет к изменению форм и методов налогового контроля, в первую очередь, речь идет о счетах-фактурах. Как правило, в развитии ЭДО выделяют три основных этапа.

2020 08 19 cifrovizaciyaПервый этап – это переход на обязательную предварительную электронную регистрацию каждого счета. Речь идет о переходе на систему обязательной регистрации счетов-фактур в налоговых органах перед их отправкой покупателю. В этом случае налоговый орган еще до подачи налоговой декларации имеет уверенность в том, что конкретная совершенная операция имеет документальное подтверждение и основание для отражения в бухгалтерском учете.

Второй этап – переход на обязательный ЭДО по всем документам для госсектора и компаний с госучастием. Речь идет о документах, связанных с государственными закупками, и не только о счетах-фактурах, но и о договорах, накладных, актах и ​​т. Д.

Третий этап – переход на обязательный ЭОД для всех налогоплательщиков по всем первичным документам, используемым для регистрации фактов финансово-хозяйственной деятельности.

Ряд мероприятий запланирован также в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (визуализация электронной подписи в электронном документе, уточнение правового статуса аккредитованной сертификации, определение порядка хранения электронных документов и др.).

В настоящее время действия ФНС России направлены на цифровизацию налогового контроля: разрабатываются и внедряются онлайн-сервисы для автоматической проверки правильности данных, отражаемых в налоговых декларациях налогоплательщиков. С 2022 г. планируется отказаться от традиционной системы запроса документов: готовятся поправки в Налоговый кодекс РФ, чтобы придать юридическое значение способу подачи документов в налоговый орган через ИТ-системы организаций, к которым налоговые органы имеют доступ.  Кроме того, планируется отказаться от встречных налоговых проверок (в отношении участников налогового мониторинга), если налоговый орган на основании доступа к ИТ-системам налогоплательщика сможет обработать и передать необходимые документы в заинтересованные налоговые органы, самостоятельно направить уведомление налогоплательщику. Планируется обязательное использование усиленной квалифицированной электронной подписи ко всем документам, формирование запросов на истребование документов в ИТ-системах организаций, а также обеспечение доступа налоговых органов к ИТ-системам организаций в режиме налогового мониторинга и следующие 3 года. Это позволит налоговым органам использовать данные в течение срока давности.

Рябинина Е.В.,
старший преподаватель
кафедры информационных технологий