Конфликты занимают особое место в работе коллектива и имеют свои плюсы и минусы, например, разнообразие во мнениях и обмен ими в одних случаях приводит к более эффективной работе коллектива, а в других - повышает вероятность внутригруппового спора, открытого конфликта, который всегда пагубен.

Выделяются следующие наиболее распространенные причины конфликтов в организациях.

  1. Распределение ресурсов между работниками или подразделениями. Материальные ресурсы, даже в самых богатых организациях, ограничены. При этом каждый отдел желает получить не меньше, а больше, в результате может возникнуть конфликт.
  2. Взаимозависимость задач (заданий). Она существует везде, где один человек или группа зависят при выполнении задачи от другого человека или группы. А если есть зависимость, то возможен и конфликт.
  3. Различия в целях и ценностях. Чем выше уровень специализации в подразделениях организации, тем больше вероятность возникновения конфликтов, поскольку каждое специализированное подразделение имеет свои собственные цели и ценности и считает их наиболее важными.
  4. Неудовлетворительная коммуникационная связь. Особенность этой причины заключается в отсутствии взаимопонимания и искажении информации. Работники, не обладающие информацией, не могут понять ситуацию или точку зрения других коллег. И здесь частой причиной неудовлетворительной связи могут стать сами руководители, недостаточно хорошо объясняющие суть задания.
  5. Личностные (индивидуально-психологические) особенности. К этой причине относятся различия в темпераменте и характере отдельных личностей, в манере поведения и жизненном опыте, образовании, стаже работы, возрасте и социальных характеристиках.

Мы решили посмотреть, из-за чего наиболее часто происходят конфликты в различных отделах налоговых органов.

В исследовании участвовало 224 слушателя, проходивших обучение в Приволжском институте повышения квалификации ФНС России. Были выявлены существенные отличия в выборе наиболее частых и наиболее редких причин конфликтов у работников разных отделов инспекций ФНС России (таблица 1).

Таблица 1. Причины конфликтов в различных отделах инспекций ФНС России

1

На наш взгляд, такой выбор фаворитов и аутсайдеров среди причин конфликтов связан с характером работы, выполняемой в разных отделах налоговых органов.

В учебном процессе слушателей Приволжского института повышения квалификации ФНС России предусмотрены лекционные и практические (тренинговые) занятия по управлению конфликтами и разрешению конфликтных ситуаций.

Зная, какие причины конфликтов являются наиболее значимыми в деятельности различных подразделений инспекций ФНС России, можно индивидуализировать практические занятия для каждой группы специалистов, подбирая для обсуждения и разрешения, в первую очередь, учебные задания, содержащие конфликтные ситуации, наиболее часто встречающиеся в профессиональной деятельности каждой конкретной группы.

Полученные слушателями при таком обучении практические навыки будут способствовать предотвращению и оптимальному разрешению конфликтных ситуаций на местах и в целом улучшению психологического климата в коллективах налоговых органов России.

Кафедра психологии профессиональной деятельности