Автор: Н.Г. Лабутин - заведующий кафедрой информационных технологий и эргономики, канд. тех. наук, доцент

Кроме очной формы реализации дополнительного профессионального образования работников налоговых органов, востребованным и популярным в настоящее время становится использование технологий дистанционного обучения. 

Среди всех форм дистанционного обучения наибольший интерес для реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, связанных с получением практических навыков использования различного программного обеспечения, представляют практикумы и лабораторные работы. В Приволжском институте повышения квалификации ФНС России (далее – Институт) к таким программам относятся программы дистанционного обучения по направлению «Информационная безопасность», по которым изучается специальное программное обеспечение для защиты информации.

Для выполнения лабораторных практикумов именно по данному направлению в Институте используются технологии «частного облака», в котором для каждого слушателя подготовлены виртуальные машины.

Виртуальная машина – это комплекс специальных программ, который имитирует реальный компьютер с установленным на него системным и прикладным программным обеспечением, которое изучается слушателями.

Следует отметить, что «частное облако» Института обеспечивает высокий уровень безопасности и конфиденциальности информации, предоставляемой слушателям, за счет использования брандмауэров, других средств защиты и внутреннего размещения «облачных» серверов, что предотвращает доступ к операциям и конфиденциальным данным сторонним пользователям.

Технологии «частного облака» предоставляют слушателям института возможность доступа к виртуальным машинам со своего домашнего или рабочего компьютера через Интернет. Таким образом, каждый слушатель дистанционных курсов имеет возможность выполнить задания лабораторных работ в виртуальной машине и приобрести практические навыки установки, настройки и администрирования изучаемых программ.

Основные преимущества использования технологий виртуализации и виртуальных машин для выполнения лабораторных работ при дистанционном обучении в Институте следующие:

  • слушатели имеют возможность получения практических навыков работы с изучаемым программным обеспечением (далее - ПО), которое уже имеется в виртуальных машинах; таким образом, слушателю не надо приобретать изучаемое ПО, устанавливать его на свой компьютер, что может нарушить работу компьютера слушателя;
  • обучающиеся по направлению «Информационная безопасность» получают возможность работы в среде виртуализации со специфическим защитным ПО, которое предназначено для использования только на специальных компьютерах-серверах или шлюзах в локальной сети организации и может не работать на обычных компьютерах;
  • при использовании «облачных» технологий и виртуальных машин слушатели могут открывать несколько виртуальных машин на одном рабочем месте, что очень удобно для проверки сетевых функций и возможностей программных средств по защите информации в автоматизированной системе;
  • не требуются специальные дорогостоящие «стендовые» компьютерные комплексы для получения навыков использования специального ПО, изучаемого по направлению «информационная безопасность»;
  • минимизируются риски нарушения работоспособности реальных компьютеров и серверов локальной сети от неправильных действий пользователей при изучении возможностей специального программного обеспечения, которое может нарушить работу системы;
  • в целом повышается качество и эффективность лабораторных практикумов по дисциплинам, в которых изучаются информационные технологии и информационная безопасность.

Резюмируя всё вышесказанное можно отметить, что применение виртуальных машин при дистанционном обучении в Приволжском институте повышения квалификации ФНС России существенно влияет на повышение эффективности учебной деятельности обучающихся.